Занимаемся адаптивной физической культурой

Вишнякова А.А., заместитель директора по УВР  

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа №9 г.о. Самара

В настоящее время во всем мире проблемам социальной реабилитации детей со стойкими нарушениями здоровья (инвалидов) уделяют серьезное внимание. Большое значение имеет работа по решению соответствующих задач средствами физической культуры и спорта. Наряду с Олимпийскими играми, вслед за ними проводятся аналогичные им Паралимпийские игры- для инвалидов. Это позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья чувствовать себя полноправными членами общества и ставить перед собой высокие цели, достижение которых не только обеспечивает всероссийское и международное призвание, но и дает незабываемое переживание радости победы над собой, над своим недугом. Паралимпийские чемпионы удостаиваются высокой чести — приема у Президента РФ.

В основе работы с детьми-инвалидами  лежит двигательная активность, ядром которой является ФК и занятия доступным видом спорта. Неправильно сводить адаптивную ФК только к физической и медицинской реабилитации. Она является не столько средством лечения и профилактики дальнейшего ухудшения здоровья, сколько важнейшей формой, составляющей полноценную жизнь человека.

Сложившаяся практика изоляции данной категории детей во вспомогательных и специальных школах-интернатах ведет к искусственному ограничению их социальных контактов со здоровыми детьми. Отсюда- развитие безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. Педагоги, работающие с детьми, отмечают также высокий уровень потребительского отношения к обществу.

Адаптивная ФК и спорт обладают огромным воспитательным  потенциалом, поскольку, по сути являются моделью реальной жизни. Это дает возможность ребенку побывать в различных жизненных ситуациях, в которых присутствуют взаимопонимание, дружба, соперничество, борьба.

В своей работе мы выделяем два равноценных направления: спортивно-массовое движение и спорт высших достижений.

За последние годы физкультурно-спортивная деятельность среди инвалидов значительно активизировалась, устранены многие проблемы, которые мешали развитию адаптивных видов спорта. Совершенствуется научно-методическая база, увеличивается финансирование, значительно расширился календарь спортивно-массовых мероприятий, внедряются новые виды спорта, на полках магазинов можно найти специализированную современную литературу.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, адаптивный спорт и ФК являются относительно «чужими» для системы детско-юношеского спорта. И это факт, наверное, объясняет ту  осторожность, с которой многие руководители учреждений дополнительного образования  детей физкультурно-спортивной направленности  подходят к этому вопросу. Положительным моментом является то, что структура, нормативно-правовые основы, логика управления процессами почти полностью соответствуют основам российского спорта.

Поэтому нами изначально в развитие адаптационных видов спорта на базе образовательных учреждений был положен «мичуринский метод», когда на вид спорта, культивируемый в учреждении, прививался адаптационный. В основу ложились: программно — методическое обеспечение (адаптация), имеющийся кадровый состав (переобучение), календарь спортивно-массовых — мероприятий  (расширение) и т.д.

Есть здесь и свои положительные стороны. У спортсменов-инвалидов по сравнению со здоровыми детьми налицо очень быстрая динамика спортивных достижений. За долгие  годы работы в этом направлении накопились примеры, когда талантливые спортсмены из этой категории детей за 2-4 года, начиная с «нулевого уровня», доходили до побед на соревнованиях всероссийского и международного уровней, выполняли нормативы КМС, МС, МСМК.

Образовательное учреждение, работающее с детьми-инвалидами на местном уровне, значительно повышает свой статус, как учреждение, решающее важнейшие социальные задачи,  «обрастает»  многочисленными  контактами с общественными организациями, позволяющими  эффективно наладить свою деятельность.

В то же время школа несет и большую социальную ответственность за данное начинание. Каждая спортивная школа должна изначально максимально четко определить цели и направления работы, опираясь на имеющийся потенциал, педагогические кадры, материальную базу, контингент занимающихся, заинтересовать участников проекта — детей, педагогов, родителей. По мере развития адаптивных видов спорта (более 15 лет) мы наблюдаем как растет заинтересованность педагогических

кадров в работе с данными детьми, что позволяет нам сейчас привлекать на данное направление высококвалифицированные кадры, имеющие большой стаж работы в спорте. Это перманентно отразилось на повышении уровня спортивных достижений.

Основные направления деятельности:

  1. Всесторонняя реабилитация,
  2. Создание для детей-инвалидов равных возможностей в занятиях доступными видами спорта и физической активности,
  3. Переподготовка кадров,
  4. Совершенствование программно-методического обеспечения,
  5. Расширение календаря мероприятий,
  6. Работа с  одаренными спортсменами из этой категории детей.
  7. Интеграция адаптивной ФК и спорта в жизнь здоровых детей через открытие спортивных групп, объединяющих детей-инвалидов и здоровых спортсменов, участие в совместных спортивно-массовых  и культурных мероприятиях, проведение летней оздоровительной работы, объединяющей детей с патологиями и здоровых спортсменов.

Наш опыт работы доказывает, что дети- инвалиды достаточно быстро адаптируются в коллективе здоровых спортсменов. Наверное, это в большей мере связано с общей спецификой спорта, когда дети и подростки оценивают друг друга не по функционированию отдельных органов и систем, а совершенно по другим качествам — качествам личности, таким как работоспособность, самоотдача на тренировках, нацеленность на победу, уверенность в своих силах и возможностях и др.

Так же нами отмечается факт, когда при наличии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях спортивных секций, «своих» чемпионов в положительную сторону меняется нравственный климат в коллективе: укрепляется дисциплина, как снежный ком растет желание воспитанников заниматься спортом, сокращается количество правонарушений, укрепляются дружба и взаимовыручка, наблюдается рост патриотических настроений и гордость за школу.

Важно отметить, что проблема развития адаптивного спортивного движения носит комплексный характер и ее эффективное решение возможно только при заинтересованном  неформальном сотрудничестве различных ведомств и организаций.

Список информационных источников:

1.Журнал «Физическая культура в школе»№5, 2008г.