Внедрение методики «Социальная адаптация детей-инвалидов в обществе» в педагогическую практику УДОД ФСН

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

на тему:  «Внедрение методики «Социальная адаптация детей-инвалидов в обществе» в педагогическую практику УДОД ФСН»

 

Выполнил: Кобыльсков Г.П.,

Тренер-преподаватель

МБОУ ДОД ДЮСШ №9 г.о. Самара

2014г.

Паспорт проекта

 

Участники проекта: тренеры-преподаватели и методисты МБОУ ДОД ДЮСШ №9 г.о.Самара, принимающие участие во внедрении инновационных технологий (целевая аудитория), учителя, воспитатели специального коррекционного образовательного учреждения (СКОУ), администрация образовательных учреждений, медицинский персонал, психолог.

Сроки осуществления проекта:

Проект долгосрочный и будет состоять из нескольких этапов:

Первый этап:  подготовительный (анализ имеющегося в России и Самарской области опыта работы, нормативных документов, решение вопросов финансового обеспечения программы, организационные вопросы) — 01.05-31.08.2012 г.

Второй этап:основной (практическая организация и внедрение проекта реальных условиях) — 01.09.2012-31.08.2013г.

Третий этап:заключительный (подведение итогов, обобщение опыта внедрение, работа над корректировкой проекта) -01.09.2013г.-31.08.2014г.

Место проведения: спортивные сооружения и площадки СКОУ.

Виды проекта:

по срокам –долгосрочный

по приоритетному виду деятельности –

социально-ориентированный

 

 

 

 

 

I. Вводная часть

Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения Земли являются инвалидами. В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоит около 10 млн. инвалидов — 6,8% всего населения (4, с. 15).

По оценкам независимых экспертов обстановка сложнее — на фоне снижения общей численности населения, более 35 млн. человек находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний и около 40 млн. человек ежегодно проходят курс реабилитации в стационарах (4, с.24). Постоянно возрастает доля инвалидов I и II групп в структуре инвалидов и снижается число инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановлена. За последние 5 лет число детей-инвалидов в РФ увеличилось более чем в 2 раза (5, с.112).

Актуальность социализации детей-инвалидов средствами ФК и спорта.

Спортивная наука долгое время определяла в качестве приоритетного предмета своих исследований физическое совершенствование «условно здорового» человека, оставляя заботу о людях с устойчивыми отклонениями в здоровье, в физическом и интеллектуальном развитии прерогативой медицине, коррекционной педагогике (дефектологии) и органам социального обеспечения (7, с. 149).

В то же время современным обществом явно недооценивается социальная роль физической культуры. Как никогда остро стоит проблема внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием средств и методов физической культуры и спорта — достаточно эффективных, а в некоторых случаях и единственно целесообразных для полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной социокультурной жизни.

Отечественная и зарубежная наука и практика имеют значительный опыт использования физических упражнений в целях совершенствования физического, психо — физиологического, социального и нравственного статуса людей с двигательными и сенсорными ограничениями.

Подавляющее большинство этих теоретических работ и практических рекомендаций решают очень важные, но частные задачи, ориентированные, в основном, на отдельные аспекты проблемы адаптивной физической активности (АФА), на определенный контингент инвалидов и патологий.

Актуальность проблемы социальной адаптации детей-инвалидов в обществе средствами ФК и спорта обусловлена:

- конституционно и законодательно утвержденным равноправием данного контингента населения по всем аспектам прав и обязанностей граждан государства;

- вынужденной ограниченностью возможностей детей-инвалидов реализовать свой интеллектуальный, личностный потенциал и способности к общественной и физкультурно-спортивной деятельности из-за недостатков психофизического характера и сложности их компенсации и реабилитации по целому ряду социальных, экономических, бытовых и других причин.

Проблемы, затрудняющие использование потенциала адаптивной физической культуры:

- нерешенность вопросов межведомственной координации и кооперации (медицина, социального обеспечения, общее и профессиональное образование, физкультура и спорт, промышленность, искусство) в комплексной реабилитации,

-отсутствие эффективных форм и методов социальной адаптации инвалидов, в том числе и в сфере адаптивной физической культуры;

-незавершенность содержания «образовательной вертикали» подготовки специалистов различного уровня и квалификации (от специалистов среднего профессиональное образования до научно-педагогических кадров высшей квалификации кандидатов и докторов наук).

- несформированность соответствующей нормативно-правовой базы для эффективного функционирования всех видов адаптивной физической культуры;

- недостаточная разработанность и обоснованность терминологически-понятийного аппарата (прежде всего это касается соотношения таких понятий и терминов, как: культура — активность; физическая культура — физическая активность; адаптивная физическая культура — адаптированная (адаптивная) физическая активность, реабилитация — социализация и целого ряда других);

- незрелость общественного мнения в необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»;

- практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, целевых решений в архитектурно-строительном комплексе, сложность перемещения по дорогам и в транспорте;

- острый недостаток профессиональных организаторов, методистов и тренеров со специальной подготовкой;

- недостаточное целевое финансирование;

- недостаточная мотивация у самих инвалидов к самосовершенствованию и самоутверждению, к воспитанию характера и самодисциплины и др.

В то же время современные тенденции развития спорта в мире позволяют констатировать, что этот социально-культурный феномен привлекает к себе внимание всё большего количества людей самых различных социально-демографических групп. Стремительное развитие адаптивного спорта, особенно в рамках паралимпийского, сурдлимпийского и специального олимпийского движений, обусловлено не только его оздоровительными и тонизирующими эффектами на организм инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, но и большими возможностями в решении задач социализации данной категории населения, интеграции в общество, формирования реабилитационного потенциала, повышения качества жизни.

Потенциальные возможности интеграции людей с ограниченными возможностями и инвалидов в общество во многом обусловлены господствующей в нем аксиологической концепцией отношения к данной категории населения. Отказ от концепции «инвалидизма» и «социальной полезности» людей с ограниченными возможностями и принятие личностно-ориентированной гуманистической концепции, в соответствии с которой признается самоценность людей с ограниченными возможностями, их право быть интегрированными в общество на их собственных условиях, а не на приспособлении к правилам мира здоровых людей, является единственно приемлемым идеологическим основаниям для формирования организационно-педагогических и правовых условий спортивной деятельности в адаптивной физической культуре.

Принятие личностно-ориентированной гуманистической концепции отношения общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями в области адаптивной физической культуры и, особенно, адаптивного спорта, будет способствовать созданию необходимых организационно-педагогических и правовых условий для реализации данного вида социальной практики, а также исключению их притеснения (дискриминации), равно как и превышение их прав по отношению к здоровым спортсменам (4, с.202).

Отмечая стремительное развитие адаптивной физической культуры в России, необходимо констатировать, что в одном из наиболее значимых с точки зрения социализации и интеграции инвалидов в общество, развития их реабилитационного потенциала виде адаптивной физической культуры — адаптивном спорте — по-прежнему продолжает сохраняться ситуация, которую можно классифицировать как притеснение, дискриминация данной категории населения нашей страны. Поэтому определение организационно-педагогических и правовых условий, обусловливающих нарушение равных прав в процессе занятий адаптивным спортом, разработка комплекса мероприятий по устранению дискриминации в данном виде адаптивной физической культуры является очень своевременной и актуальной проблемой.

Актуальность адаптации через интеграцию специальных коррекционных учреждений и учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

В то же время физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательной школе вызывает повышенную озабоченность в нашем обществе в связи с низкой эффективностью данного процесса в решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, развития физического потенциала школьников, становления необходимых жизненно важных умений и навыков (2, с.38).

Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость развертывания инновационных процессов в непрерывной системе массового физического воспитания и детско-юношеского спорта, основанных на использовании научно обоснованных и экспериментально апробированных педагогических технологий, которые позволили бы обеспечить модернизацию физкультурного образования школьников (1, с.34).

В то же время эффективно функционируют учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, которые являются основой социально-педагогической системы, созданной обществом.

Данная система функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющимся индивидуальным, социокультурным, образовательным потребностям детей (4, с.92).

Эта система обеспечивает учащимся свободу выбора видов и форм деятельности, освоение новых социальных ролей, норм поведения; и неформального общения, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития’ каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям.

В настоящее время детские спортивные школы следует рассматривать как социальную организацию и социальный институт, призванные содействовать социализации детей и молодежи, в том числе детей-инвалидов, на основе включения их в спортивную деятельность, обеспечивать преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, а также реализацию целей политики государства в сфере физической культуры и спорта.

Нормативно-правовая база образования:

- Концепция социально-экономического развития образования до 2020 г.;

- Федеральная Целевая программа Российского образования  (2011 – 2015гг.);

- Национальная образовательная стратегия  «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

 

Нормативно-правовая база адаптивной ФК и Спорта:

- Федеральная целевая Программа (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в России на 2006-2015 годы»;

- Стратегия  развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.

В настоящее время в Российской Федерации завершается формирование контуров образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры — физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

В системе высшего профессионального образования утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и направлению 521900 Физическая культура, в котором выделена магистерская программа 521915 Адаптивная физическая культура; более 40 вузов осуществляют подготовку кадров по адаптивной физической культуре (4, с.23).

В средней профессиональной школе введено два государственных образовательных стандарта по специальности адаптивная физическая культура — базового и повышенного уровней. Проблемное поле адаптивной физической культуры включено в паспорт специальности научных работников — 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, по которой защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. Министерство по труду и социальному развитию Российской Федерации утвердило две новые должности работников физической культуры: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего) (5, с.221).

 

Новизна проекта.

Новизна проекта определена тем, что внедрение данной методики затрагивает и консолидирует достаточно самостоятельные институты общества: образование, спорт, адаптивный спорт, социология и многие другие. В каждой из данных областей накоплен немалый опыт работы, как с детьми-инвалидами, так и по вопросам их адаптации в жизни. В проекте предложен вариант оптимизации усилий общества по решению важнейших социальных проблем, эффективному взаимодействию его структур и организаций.

 

Цель представленного проекта:

Создание условий по внедрению методики «Социальная адаптация детей-инвалидов по слуху в обществе» через модернизацию физкультурного образования учреждений: специального коррекционного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (специализация «футбол»).

Объект исследования– интеграция общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.

Предмет исследования – процесс адаптации детей-инвалидов в социуме средствами ФК и Спорта.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что процесс адаптации детей-инвалидов в социуме будет протекать наиболее эффективно и носить управляемый характер, если:

-будет подготовлена необходимая нормативно-правовая база, определены и аргументированы организационно-методические основы процесса;

- изучены и определены как негативные, так и положительные факторы, сопровождающие процесс интеграции образовательных учреждений;

- разработана оптимальная модель организации деятельности секции по футболу на базе СКОУ, учитывающая интересы и потребности учащихся и их родителей в физкультурно-спортивной деятельности;

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность и содержание интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, потребность общества в данной разработке;
  2. Изучить необходимую нормативно-правовую документацию;
  3. Разработать модель адаптации детей-инвалидов в социуме через интеграции общего и дополнительного образования на основе организации деятельности секции по футболу на спортивной базе (спортивный зал, тренажерный зал, школьный стадион) СКОУ;
  4. Обеспечить специальное обучение педагогов и методистов, занятых в инновационной деятельности;
  5. Проверить на практике эффективность внедрения модели.
  6. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
  7. Обеспечить грамотное управленческое сопровождение всех этапов внедрения методики.

II. Основная часть.

Теоретическое обоснование проекта

Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в  единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад  в  развитие личности ребенка.В основу реализуемого проекта заложены следующие положения:1. Инвалид — это человек, имеющий равные права с другими членами общества. При устранении барьеров, связанных с несовершенством окружающей инвалида среды, он наравне со всеми сможет участвовать в полноценной общественной жизни. В фокусе данного подхода лежит не инвалидность человека, а социальные аспекты.

  1. Адаптация — определяется как динамический, непрерывный процесс многоаспектного взаимодействия индивида с окружающей средой, как результат рецшрокных (сопряженных, перекрестных и взаимозависимых) взаимодействий людей и социально-экономических, культурно-нравственных и исторических процессов. Привнося себя (со своими индивидуальными особенностями) в экосистему и адаптируясь, человек не только приспосабливается под обстоятельства, но и «приспосабливает» окружающую среду под себя — трансформирует динамику и потенциал биологической и моральной составляющих динамической экосистемы.

3. В школах реализующих спортивно ориентированное физическое воспитание растет значимость занятий по физической культуре среди учащихся, снижается процент заболеваемости, улучшается физическая подготовленность детей.

4. Эффективность проводимой в спортивных школах работы по социализации реально проявляется в отношении их воспитанников к негативным проявлениям в молодежной среде:

- к курению (среди воспитанников спортивных школ примерно в 7 раз меньше курящих, чем среди их сверстников в общеобразовательных школах);

- к потреблению спиртных напитков (часто или иногда употребляющих спиртные напитки почти в 4 раза меньше) и потреблению наркотиков (пробовавших наркотик в 1,3 раза меньше).

Более 80% воспитанников МГФСО стараются вести здоровый образ жизни, что на 22% больше, чем среди учащихся основного образования. Наконец, воспитанники МГФСО в большей мере противостоят пропаганде негативных проявлений и «давлению» распространителей наркотиков (6, с.30).

5.Воспитанники спортивных школ в большей мере удовлетворены взаимоотношениями стренерами и с занимающимися вспортшколах, чем с преподавателями и учащимися своих общеобразовательных школ.

Основой идеи адаптации является то, что спортивная секция по футболу должна стать такой школьной структурой, под эгидой которой разворачивается физкультурно-спортивная, оздоровительная, профилактическая и др. виды работ, направленные на социальную адаптацию детей-инвалидов, их оздоровление, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни.

Методы. Сложность и многоаспектность предмета и объекта исследования и решаемых задач обусловили необходимость использования совокупности общих, частных и специальных методов исследования. Основные из них:

- теоретический анализ и синтез данных отечественной и зарубежной научно-методической литературы, документальных материалов и спортивно-медицинских классификаторов, изучите опыта ведущих школ и специалистов, нормативных документов в области образования, психологии, социологии, ФК и Спорта;

- экспериментальные методы оценки и ранжирование значимости различных показателей технического, социального, демографического, экономического, физиологического, педагогического, медицинского и других аспектов;

- комплекс педагогических и социологических методов исследования: (обобщение и изучение опыта, опытно-экспериментальная работа, формирующий эксперимент, педагогические наблюдения, диагностика, анкетирование и др.); статистические методы обработки эмпирических данных.

Для определения уровня социализированности воспитанников применяется «Методика для изучения социализированности личности воспитанника» (разработана М.И.Рожковым).

Методологической основой исследования является совокупность научных идей, научных принципов в области методологии и теории физической культуры, физического и спортивного воспитания, психологии современной физической культуры и спорта, социальной философии и социальной педагогики, касающихся активной роли человека в познании и преобразовании среды, предопределенности интересов, стремлений, деятельности человека его биологическим и социальным потребностям.

Сроки осуществления проекта:

Проект долгосрочный и будет  состоять из нескольких этапов:

Первый этап:  подготовительный (анализ имеющегося в России и Самарской области опыта работы, нормативных документов, решение вопросов финансового обеспечения программы, организационные вопросы) — 01.05-31.08.2012 г.

Второй этап: основной (практическая организация и внедрение проекта реальных условиях) — 01.09.2012-31.08.2013г.

Третий этап: заключительный (подведение итогов, обобщение опыта внедрение, работа над корректировкой проекта) -01.09.2013г.-31.08.2014г.

Место проведения: спортивные сооружения и площадки СКОУ.

Основные формы реализации проекта – экспериментальная и инновационная деятельность, методическая работа, наставничество и сопровождение инновационных проектов тренеров-преподавателей.

 

План мероприятий.

Iэтап: с 01.05.2012г. по 31.08.2012 г.

Мероприятие, форма Ответственные Промежуточный результат
  1. Разработка нормативно-правовой документации.
  2. Изучение и анализ научно-методической  литературы по проблеме организации и структуре взаимодействия ДЮСШ и образовательного учреждения, включая диссертационные работы, сопряженные с темой изыскания.
  3. Определение уровня социализированности воспитанников: тестирование детей.
  4. Разработка основ управления процессом внедрения методики, определение «точек контроля»: циклограмма контроля,
  5. Уточнение методологических и теоретических основ адаптации и социализации инвалидов в обществе.

6. Разработка и обоснование технологии интеграции общего и дополнительного образования (проработка механизма взаимодействия).

7. Обеспечить условия для стимулирования педагогов, занятых в реализации проекта

8. Переподготовка тренеров-преподавателей: курсы, самоподготовка, консультации

9. Описание принципов организации внутришкольной системы профессионального развития педагогов в рамках инновационного проекта

10. Адаптация типовой образовательной программы «Футбол»

Зам.директора по УВР, методистПсихологТренеры-преподаватели

 

 

 

 

 

 

 

-приказ на реализацию проекта-план школьных мероприятий-пакет диагностических материалов.

-выявление возможных рисков

 

II этап: с 01.09.2012 по 31.08.2013г.

Мероприятие, форма Ответственные Промежуточный результат
1. Проведение формирующего эксперимента по апробации методики.2.Осуществление комплексного управленческого контроля за внедрением проекта.3. Обмен опытом внедрения проекта (этап практического внедрения): открытые занятия, круглые столы по проблемам внедрения

4. Внесение корректив в проект.

Зам.директора по УВРМетодистПсихолог

Тренеры-преподаватели

- сформировано целостное представление о возможностях адаптации детей- инвалидов в обществе-внедрена методика, имеющая большую социальную значимость-договор «О сотрудничестве» МБОУ ДОД ДЮСШ №9 и СКОУ

-разработан пакет документации регламентирующего характера

- разработан пакет диагностических материалов

-школьный семинар

IIIэтап: с 01.09.2013г. по 31.08.2014г.

Мероприятие, форма Ответственные Результат
1.Проводение анализа и обобщение полученных результатов, подведение общего итога работы.2 Передача опыта: семинары, статьи, участие в конкурсах.3. Презентация результатов Проекта с оценкой его эффективности.

4. Внесение корректив в проект.

5. Размещение на школьном сайте информации об итогах внедрения проекта.

Замдиректора по УВРметодистпсихолог

тренеры-преподаватели

-адаптивная образовательная программа «Футбол»-методика социальной адаптации детей- инвалидов-методические рекомендации по внедрению

 

 

 

III. Итоговая (заключительная) часть

Предполагаемый результат:

- экспериментально обоснована инновационная технология по социальной адаптации детей-инвалидов в обществе через интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта на базе организации деятельности школьного спортивного клуба;

- разработана и апробирована модель организации деятельности секции по футболу в условиях общеобразовательного учреждения;

- обоснованы общетеоретические представления о целесообразности использования педагогической технологии интеграции общего и дополнительного образования.

- теория и методикаадаптивной физической культуры дополнена новыми представлениями о возможностях модернизации образовательного процесса и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях.

- данные материалы могут быть использованы в проведении семинаров для директоров, их заместителей и руководителей методических объединений школ района и города.

Предполагаемый результат (дети):

- положительная динамика по показателям социализация учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений — их приобщение к ФК и спорту, к системе связанных с ними культурных ценностей, т.е. формирование и развитие у них спортивной культуры;

- научение воспитанников быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества

- привитие детям-инвалидам интереса к ФК и спорту, потребности в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях: высокая посещаемость занятий (не менее 90%), участие в соревнованиях различного уровня (3-4 в год);

- повышение уровня знаний в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований, умений использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях на 10-15 %;

- повышение уровня здоровья обучающихся на 10-12%.

 

 

Вывод:

- разработана и обоснована технология социальной адаптации детей-инвалидов на базе интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта по программе «футбол»;

- обоснованы основные положения нормативного и программно-методического обеспечения процесса внедрения методики;

- доказано, что процессы социальной адаптации воспитанников СКОУ (детей-инвалидов) протекают иначе, чем у здоровых детей, а ФК и Спорт имеют огромное формирующее влияние на эти процессы;

- данная методика представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова. – М.: Просвещение, 1999. – 78 с.
  1. Ахтемзянова, Н. М. Реализация проекта «Школьный спортивный клуб» в условиях спортизации физического воспитания / Н. М. Ахтемзянова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. -№ 2. — С. 11-14.
  2. Бирюков, С. В. О концепции детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы / С. В. Бирюков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — №2. — С. 2 — 4.
  1.  Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / С.П. Евсеев, А.С. Солодкова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 95 с.
  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
  3. Задворнов К.Ю. К вопросу теоретического обоснования стратегии становления нового олимпийского вида спорта в стране / К.Ю. Задворнов. – СПб.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999. – 302 с.
  4. Чуев В.А. Научные исследования и разработки в спорте / В.А. Чуев. – М.: ФИС, 2000, – 230 с.
  5. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.

Рекомендованная литература:

 

  1. Астахов, В. А. Социально-педагогические аспекты организации физкультурно-оздоровительной работы в городских зонах отдыха (на примере г. Днепропетровска) : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. А. Астахов; МГАФК. Малаховка, 1994. — 22 с.
  2. Астратенкова, И. В. Генетическое тестирование младших школьников г. Сургута // И. В. Астратенкова, И. И. Ахметов, А. М. Дружев-ская и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — №4. — С. 26 — 28.
  3. Бальсевич, В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В. К. Бальсевич //Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2003. — №4. — С. 2 6.
  4. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.
  5. Бальсевич, В. К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи :межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1994. -С. 3-10.
  6. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание, образовательные и социальные аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта. -2003. -№3.-С. 19 22.
  7. 11. Башкирова, М. М. Спортивно-оздоровительные клубы за рубежом / М. М. Башкирова, С. И. Гуськов. М.: ВНИИФК, 1994. — 75 с.
  8. 13. Беляев, Е. Н. О внедрении системы социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации / Е. Н. Беляев, В. И. Чибураев // Сб. науч. тр. «Социально-гигиенический мониторинг практикаприменения и научное обеспечение». М., 2002. — С. 27 — 32.
  9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М. : Педагогика, 1989. — 192 с.
  10.  Вишневский, В. А. Системно-технологический подход к построению внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной среды : монография. — Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008.-270 с.
  11.  Дети России образованны и здоровы : материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005.- М., 2005.-320 с.
  12.  Драидров, Г. JI. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Г. J1. Драндров, Н. Н. Киса-пов, В. Т. Никоноров // Образование и саморазвитие. Казань: Изд-во «Ц ИТ». — 2007. -№ 2. — С. 145 — 151.
  13.  Драндров, Г. JI. Программное обеспечение спортивно-риентированного воспитания учащихся / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, С. Д. Зорин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. — №6. — С. 16 — 18.
  14.  Дуркин, П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — №2. — С.
  15.  Аристова Л.В. Ожидание перемен: о ситуации в спортивной науке, ее приоритетах и перспективах развития ВНИИФКа // ТиПФК. 2003. — №10.-С. 7-11.

Внедрение методики «Социальная адаптация детей-инвалидов в обществе» в педагогическую практику УДОД ФСН