Современные подходы к организации работы секции по футболу на базе школы-интерната

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕКЦИИ ПО ФУТБОЛУ НА БАЗЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Жихарев С. В., Арутюнян А. В.- тренеры-преподаватели

МБОУ ДОД ДЮСШ № 9 г.о. Самара

 

Целью развития детско-юношеского спорта в РФ является воспитание нравственно развитого и физически здорового юного гражданина России, укрепление здоровья детей и подростков, путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развития инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным массовым занятиям физической культурой и спортом.

Нельзя забывать о том, что, прежде всего, ребенок должен заниматься спортом по месту жительства или учебы, в «шаговой доступности» от среды обитания. Особенно это относится к детям, проходящим обучение в школах-интернатах, для которых большой проблемой является посещение дополнительных образовательных занятий вне стен образовательного учреждения.

В основном семьи таких детей испытывают финансовые затруднения в оплате дополнительных образовательных занятий и соответственно должны находиться под особой социальной опекой общества, которое должно обеспечить равную доступность для детей в занятиях спортом, независимо от их социального положения, материального достатка, пола и т.п.

Социальный статус воспитанников школы-интерната — дети, имеющие ограниченные возможности в общении со сверстниками, обусловленном социальными (частичная изоляция в стенах школы-интерната) барьерами, которые не позволяют им быть интегрированными всесторонне интегрированными в общество на таких же основаниях, как и другие его члены. Это дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекунством, дети из семей с минимальным прожиточным минимумом.

Сфера воспитания и развития социально незащищенных детей находится на периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг.

Данные проблемы успешно решает практика создания спортивных клубов, работающих от бюджетных ОУ при общеобразовательных учреждениях. Такая схема позволяет оптимально интегрировать работу образовательных учреждений общего и дополнительного образования, способствует оптимальному использованию бюджетных ресурсов и приносит несомненную пользу всем участникам процесса.

Кроме этого, создание таких спортивных клубов помогает ДЮСШ более качественно производить отбор юных спортсменов, более эффективно реализовывать их природный потенциал и обеспечивать им благоприятные условия совершенствования в избранном виде спорта.

Спортивная секция по футболу функционирует на базе Школы-интерната №6 г.о. Самара с 2006г. Контингент воспитанников: дети и подростки (социально незащищенные), обучающиеся в Школе-интернате.  В школе насчитывается 273 воспитанника, из них 110 мальчиков и юношей, наполняемость классов от 7 до 23 чел.

Основные принципы (из опыта работы), которые способствуют эффективному функционированию секции по футболу:

1. Активная работа секции с социальными партнерами (главный принцип):

Организация эффективной работы секции невозможна без привлечения и сотрудничества всех заинтересованных сторон образовательного процесса.

МБОУ ДОД ДЮСШ №9 г.о. Самара: кадровое, программное, информационное обеспечение деятельности секции, помощь в повышении квалификации кадров, привлечение спонсоров к деятельности секции, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, поощрение педагогов.

Администрация школы-интернаты №6: создание позитивной атмосферы в интернате, поощрение детей, занимающихся спортом, привлечение спонсоров к деятельности секции, организационная и финансовая поддержка всех начинаний.

Общественная организация «Ветераны команды «КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ», Федерации по футболу г.о.Самары и Самарской области: спонсорская помощь, информационная поддержка, помощь в повышении квалификации кадров, привлечение команды интерната к участию в различных соревнованиях по футболу.

2. Использование «смешанных групп»:

  • · по возрасту (из-за специфики контингента);
  • · по полу — «мальчики — девочки» (положения Всероссийских соревнований предполагают обязательное участие в составе команд по футболу 1-2 девочек).

Результат: 2006 г.- 1 группа (только мальчики), 2013г. — 4 группы (мальчики и девочки).

3. Участие воспитанников в максимально возможном количестве соревнований самого различного уровня (от школьных до Всероссийских соревнований).

Результат: 2006 г.- 1 соревнование (только мальчики), 2013г. — 13 соревнований (мальчики и девочки).

4. Разработка индивидуальных маршрутов для наиболее талантливых спортсменов из этой категории детей.

Результат: разработаны и реализованы индивидуальные маршруты продвижения наиболее талантливых спортсменов:

  1. Яковлев Дмитрий (1994 г.р.)  – особо одаренный спортсмен, обладающий высокими показателями физического, интеллектуального развития.

Маршрут:

Школа-интернат №6- МБОУ ДОД ДЮСШ №9 (игрок сборной команды интерната по футболу) – Школа ПФК «Спартак», г.Москва (игрок) — команда мастеров ПФК «Крылья Советов» (игрок).

  1. Арутюнян Антон (1994 г.р.) — одаренный спортсмен и организатор, лидер команды, создает в коллективе рабочую позитивную атмосферу, демонстрацию веры в успех.

Маршрут:

Школа-интернат №6- МБОУ ДОД ДЮСШ №9 (игрок сборной команды интерната по футболу) — ФК«ЮНИТ» (игрок) — Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (игрок сборной команды по футболу) — МБОУ ДОД ДЮСШ №9 (тренер-преподаватель).

5. Организация и проведение на базе школы-интерната традиционных спортивных мероприятий.

Результат: С 2007г. совместно с общественной организацией «Ветераны футбола» проводится традиционный городской турнир по зимнему мини-футболу на призы ветеранов команды ПФК «Крылья Советов». Каждый год увеличивается количество команд-участниц (от 2 команд школы-интерната и статуса школьного турнира в 2007г., до 8 команд со всех концов города в 2013г. и получения статуса городского турнира). В перспективе придание турниру статуса областного. В подготовке мероприятия задействованы практически все спортсмены секции по футболу. Спортсмены не только готовятся к участию в турнире, но и активно привлекаются к подготовительной работе — расчистке футбольного поля, оформлению классов и раздевалок, разработке буклетов, размещению информации в интернете.

Проведение турнира дает большой воспитательный стимул воспитанникам, значительно увеличивается организованность, дисциплина, ответственность.

5. Использование в образовательном процессе Современных образовательных технологий (СОТ).

Результат: для распространения опыта работы, привлечения заинтересованных лиц, обмена информацией с коллегами из других регионов мной в 2012г. в «В КОНТАКТЕ» создана группа «ФУТБОЛ В ИНТЕРНАТАХ», в которой в настоящее время насчитывается около 200 подписчиков с разных регионов РФ.

Такой подход к организации работы позволяет мобильно общаться с воспитанниками и их родителями, отвечать на вопросы, давать рекомендации, рассылать интересную и необходимую для них информацию, эффективнее организовать деятельность спортивной секции.

Вывод: 7 лет успешной работы показали, что есть перспективы в дальнейшем развитии системы интеграции общего и дополнительного образования. Большой положительный эффект от работы секции по футболу получили все воспитанники школы-интерната, они по-другому смотрят на своих спортивных сверстников, сами становятся более доброжелательными, толерантными и со временем сами приходят к занятиям спортом.