Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ, в ДЮСШ: управленческий аспект

Вишнякова А.А. - заместитель директора по УВР

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДЮСШ №9 г.о.Самара

 

В настоящее время уже нет необходимости доказывать и обосновывать актуальность проблемы социальной адаптации людей, имеющих ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), средствами ФК и Спорта. Общество хоть и медленно, но пришло к принятию данного положения, изначально декларативно, далее на уровне принятия практических решений. О том, что происходят позитивные изменения в данной области, мы в основном узнаем из СМИ, при награждении участников Паралимпийских игр и др. Мало раскрыты и известны нам механизмы и этапы самого процесса. И действительно часто высокие спортивные достижения спортсменов, имеющих ОВЗ, базируются не на гармонично организованной системе, а на личных качествах спортсменов и их тренеров, неформальной помощи администраций образовательных учреждений и др. организаций, которые действуют иногда и вопреки сложившейся системе спорта. Чтобы система адаптивного спорта и ее высокие достижения имели в дальнейшем устойчивость и даже положительную динамику, необходимо индивидуальный (новаторский) опыт работы отдельных ДЮСШ и тренеров-преподавателей перенести в повседневную практику работы ДЮСШ, используя наработанные методики, технологии, в том числе управленческие по развитию системы адаптивного спорта. В ДЮСШ №9 (футбол) г.о.Самара в течение нескольких лет реализуется проект «Социальная адаптация детей с ОВЗ» для глухих и слабослышащих детей. Участники проекта: администрация МБОУ ДОД ДЮСШ №9 г.о.Самара, администрация СКОУ (специальные коррекционные образовательные учреждения), тренеры-преподаватели, учителя, воспитатели специальных коррекционных образовательных учреждений (СКОУ), медицинский персонал, психолог. Сроки осуществления проекта: Проект долгосрочный и состоит из нескольких этапов: Первый этап:  подготовительный (анализ имеющегося в России и Самарской области опыта работы, нормативных документов, решение вопросов финансового обеспечения программы, организационные вопросы); Второй этап: основной (практическая организация и внедрение проекта в реальных условиях); Третий этап: итоговый (подведение итогов, обобщение опыта внедрение, работа над корректировкой проекта, пролонгация проекта) Место проведения: спортивные сооружения и площадки СКОУ (на начальных этапах подготовки, далее - стадионы). Вид проекта:
  • ·по срокам – долгосрочный
  • ·по приоритетному виду деятельности – социально-ориентированный.
Новизна проекта определена тем, что внедрение данной методики затрагивает и консолидирует достаточно самостоятельные институты общества: образование, спорт, адаптивный спорт, социология и многие другие. В проекте предложен вариант оптимизации усилий общества по решению важнейших социальных проблем, эффективному взаимодействию его структур и организаций. Основные проблемы: - нерешенность вопросов межведомственной координации и кооперации; - отсутствие доступных спортивных сооружений; - недостаток образовательных программ по адаптивным видам спорта; - недостаточное целевое финансирование (аренда спортсооружений, форма, инвентарь, участие в соревнованиях); - сложность комплектования команд по игровым видам спорта; - недостаточное количество соревнований, особенно для начинающих спортсменов. Цель представленного проекта: Создание условий по реализации проекта через модернизацию физкультурного образования учреждений: специального коррекционного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (специализация «футбол»). Задачи:
  1. Определить сущность и содержание интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, потребность общества в данной разработке;
  2. Изучить необходимую нормативно-правовую документацию;
  3. Разработать модель адаптации детей-инвалидов в социуме через интеграции общего и дополнительного образования на основе организации деятельности секции по футболу на спортивной базе (спортивный зал, тренажерный зал, школьный стадион) СКОУ;
  4. Обеспечить специальное обучение педагогов и методистов, занятых в инновационной деятельности;
  5. Проверить на практике эффективность внедрения модели.
  6. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
  7. Обеспечить управленческое сопровождение всех этапов внедрения проекта.
Основная часть. Проект предполагает интеграцию СКОУ и учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Спортивная секция по футболу должна стать значимой частью спортивной жизни школы, на базе которой разворачиваются физкультурно-спортивная, оздоровительная, профилактическая и др. виды работ, направленные на социальную адаптацию детей-инвалидов, их оздоровление, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни. Предполагаемый результат (общий): - разработана и апробирована модель организации деятельности секции по футболу в условиях СКОУ; -экспериментально обоснована инновационная технология по социальной адаптации детей-инвалидов в обществе через интеграцию общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта; - данные материалы могут быть использованы в практике работы ДЮСШ. Предполагаемый результат (дети): - положительная динамика по показателям социализации учащихся СКОУ - их приобщение к ФК и спорту, к системе связанных с ними культурных ценностей, т.е. формирование и развитие у них спортивной культуры; - хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества; - высокая посещаемость занятий (не менее 90%), - участие в соревнованиях различного уровня (3-4 в год); - повышение уровня знаний в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований, умений использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях на 10-15 %; - повышение уровня здоровья обучающихся на 10-12%. Вывод: данный проект представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем.