Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ, в ДЮСШ: управленческий аспект

Вишнякова А.А. — заместитель директора по УВР

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДЮСШ №9 г.о.Самара

 

В настоящее время уже нет необходимости доказывать и обосновывать актуальность проблемы социальной адаптации людей, имеющих ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), средствами ФК и Спорта. Общество хоть и медленно, но пришло к принятию данного положения, изначально декларативно, далее на уровне принятия практических решений.

О том, что происходят позитивные изменения в данной области, мы в основном узнаем из СМИ, при награждении участников Паралимпийских игр и др. Мало раскрыты и известны нам механизмы и этапы самого процесса. И действительно часто высокие спортивные достижения спортсменов, имеющих ОВЗ, базируются не на гармонично организованной системе, а на личных качествах спортсменов и их тренеров, неформальной помощи администраций образовательных учреждений и др. организаций, которые действуют иногда и вопреки сложившейся системе спорта.

Чтобы система адаптивного спорта и ее высокие достижения имели в дальнейшем устойчивость и даже положительную динамику, необходимо индивидуальный (новаторский) опыт работы отдельных ДЮСШ и тренеров-преподавателей перенести в повседневную практику работы ДЮСШ, используя наработанные методики, технологии, в том числе управленческие по развитию системы адаптивного спорта.

В ДЮСШ №9 (футбол) г.о.Самара в течение нескольких лет реализуется проект «Социальная адаптация детей с ОВЗ» для глухих и слабослышащих детей.

Участники проекта: администрация МБОУ ДОД ДЮСШ №9 г.о.Самара, администрация СКОУ (специальные коррекционные образовательные учреждения), тренеры-преподаватели, учителя, воспитатели специальных коррекционных образовательных учреждений (СКОУ), медицинский персонал, психолог.

Сроки осуществления проекта:

Проект долгосрочный и состоит из нескольких этапов:

Первый этап:  подготовительный (анализ имеющегося в России и Самарской области опыта работы, нормативных документов, решение вопросов финансового обеспечения программы, организационные вопросы);

Второй этап: основной (практическая организация и внедрение проекта в реальных условиях);

Третий этап: итоговый (подведение итогов, обобщение опыта внедрение, работа над корректировкой проекта, пролонгация проекта)

Место проведения: спортивные сооружения и площадки СКОУ (на начальных этапах подготовки, далее — стадионы).

Вид проекта:

  • ·по срокам – долгосрочный
  • ·по приоритетному виду деятельности – социально-ориентированный.

Новизна проекта определена тем, что внедрение данной методики затрагивает и консолидирует достаточно самостоятельные институты общества: образование, спорт, адаптивный спорт, социология и многие другие. В проекте предложен вариант оптимизации усилий общества по решению важнейших социальных проблем, эффективному взаимодействию его структур и организаций.

Основные проблемы:

- нерешенность вопросов межведомственной координации и кооперации;

- отсутствие доступных спортивных сооружений;

- недостаток образовательных программ по адаптивным видам спорта;

- недостаточное целевое финансирование (аренда спортсооружений, форма, инвентарь, участие в соревнованиях);

- сложность комплектования команд по игровым видам спорта;

- недостаточное количество соревнований, особенно для начинающих спортсменов.

Цель представленного проекта:

Создание условий по реализации проекта через модернизацию физкультурного образования учреждений: специального коррекционного образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (специализация «футбол»).

Задачи:

  1. Определить сущность и содержание интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, потребность общества в данной разработке;
  2. Изучить необходимую нормативно-правовую документацию;
  3. Разработать модель адаптации детей-инвалидов в социуме через интеграции общего и дополнительного образования на основе организации деятельности секции по футболу на спортивной базе (спортивный зал, тренажерный зал, школьный стадион) СКОУ;
  4. Обеспечить специальное обучение педагогов и методистов, занятых в инновационной деятельности;
  5. Проверить на практике эффективность внедрения модели.
  6. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
  7. Обеспечить управленческое сопровождение всех этапов внедрения проекта.

Основная часть.

Проект предполагает интеграцию СКОУ и учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Спортивная секция по футболу должна стать значимой частью спортивной жизни школы, на базе которой разворачиваются физкультурно-спортивная, оздоровительная, профилактическая и др. виды работ, направленные на социальную адаптацию детей-инвалидов, их оздоровление, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни.

Предполагаемый результат (общий):

- разработана и апробирована модель организации деятельности секции по футболу в условиях СКОУ;

-экспериментально обоснована инновационная технология по социальной адаптации детей-инвалидов в обществе через интеграцию общего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;

- данные материалы могут быть использованы в практике работы ДЮСШ.

Предполагаемый результат (дети):

- положительная динамика по показателям социализации учащихся СКОУ — их приобщение к ФК и спорту, к системе связанных с ними культурных ценностей, т.е. формирование и развитие у них спортивной культуры;

- хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества;

- высокая посещаемость занятий (не менее 90%),

- участие в соревнованиях различного уровня (3-4 в год);

- повышение уровня знаний в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований, умений использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях на 10-15 %;

- повышение уровня здоровья обучающихся на 10-12%.

Вывод: данный проект представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем.